Воспитать успешного, уверенного в себе человека желает каждый родитель. На успешность, помимо объективных причин, влияет еще и самооценка самого человека. Формирование самооценки ребенка начинается в младшем дошкольном возрасте под влиянием окружающих и, в большей степени, родителей.
Самооценка – это представление человека о себе, своих возможностях и места среди людей. Это то, как мы оцениваем свои возможности, характер, интеллектуальные способности и прочие психологические явления.
Выделяют три типа самооценки:
• Заниженная
• Адекватная
• Завышенная
Формирование каждого типа самооценки зависит от отношения близких людей к ребенку. Самым желательным типом самооценки является адекватная самооценка ребенка. Она формируется в том случае, если родители стараются понимать ребенка, поддерживать его и последовательно выстраивают воспитание. При развитии адекватной самооценки у ребенка формируется уважительное отношение к окружающим, он спокойно может попросить о помощи и принять ее.
Заниженная и завышенная самооценка относится к типу неадекватной самооценки. Особенностью завышенной самооценки детей является неуважительное отношение к старшим, пренебрежительное отношение к сверстникам и тем, кто младше. Ребенок старается быть лидером во всём и везде, высмеивает достижения других, не считается с мнением окружающих. Не видит своих слабостей, часто бывает агрессивен. Родители могут считать, что лучше пусть у ребенка будет завышенная самооценка, чем заниженная – это не есть хорошо. При достижении подросткового возраста, когда мнение одноклассников и друзей станет более важным, чем мнение родителей, он может разочароваться в себе настолько, что потеряет веру не только в себя, но и в тех людей, которые ему на протяжении многих лет врали. Потом будет очень тяжело научить ребенка верить Вам, верить в себя и свои силы.
Особенностью развития заниженной самооценки ребёнка является неадекватное отношение родителей, когда ребенку постоянно говорят: «Ты не на что не способен!», «Ты никому не нужен!», «Да что ты вообще можешь сделать?». Не говоря уже об унижениях и оскорблениях в его адрес. Такие дети очень тревожны, не верят в себя и в свои силы, не способны сами принять решение и что-то сделать. Такой ребенок изначально настроен на неудачу, боится доверять другим. Всегда ждет предательства и оскорбления в свой адрес. Такие детки не находят поддержки в детских коллективах, избегают коллективных игр, испытывают одиночество.
Как узнать самооценку ребенка?
Есть много способов и громоздких тестов, но предлагаем воспользоваться самым простым из них. Тест называется «Лесенка». Этот тест проводят с детками от трех лет. На листе бумаги нарисуйте ступеньки вверх, объясните, что на самой нижней ступеньке находятся непослушные детки, те у которых ничего не получается. Тогда как на самой верхней расположились самые послушные дети, у которых все и всегда получается. Попросите ребенка нарисовать себя на этих ступеньках, где он себя видит. Далее делаем вывод о развитии самооценки ребенка. Тревожность вызывают две ступени: сверху и снизу.
Самым опасным и нежелательным типом самооценки является – заниженный. Дети с такой самооценкой постоянно живут в позиции жертвы. Они постоянно нуждаются в поддержке и опоре. Всю ответственность за свои поступки перекладывают на других, не взрослеют, живут в постоянном страхе, к которому постепенно привыкают. Самое опасное то, что не все партнеры готовы постоянно принимать таких людей. Вскоре “жалельщиков” становится все меньше и меньше. Люди с заниженной самооценкой ничего не добиваются в жизни, постоянно находятся в плохом настроении, у них повышенная тревожность, могут находиться в депрессии.
Что делать родителям, если у ребенка заниженная самооценка? Конечно же нужно ее постараться поднять на уровень адекватной самооценки. Как это сделать? Мы предлагаем несколько рекомендаций по формированию самооценки ребенка:
• Хвалите своего ребенка авансам. Говорите ему, что у него всё получится и Вы в него верите.
• Интересуйтесь мнением ребенка по любому поводу, какую купить Вам сумочку или какие обои выбрать для гостиной. Примите его мнение как должное и сделаете так, как он сказал.
• Признавайте ошибки и просите за них прощение, тогда малыш может понять, что ошибаются все и это не страшно. Самое главное - нужно научить ребенка исправлять ошибки. Если что-то вымазал, возьми тряпочку и вытри, если получил плохую отметку - подойди к учителю и исправь.
• Обращайтесь за помощью, детки очень любят помогать. После оказания помощи обязательно похвалите.
• Не ставьте перед ребенком невыполнимых задач. Снижайте планку требований если она завышена.
• Если ребенка что-либо интересует, то высказываемся только положительно. Ты можешь стать хорошим боксером, гениальным программистом.
• Радуйтесь вместе с ребенком его достижениям, хорошим оценкам, интересным поделкам.
• Не забывайте говорить, как сильно вы его любите и как рады что он у Вас есть.
• Разбирайте с ребенком возникающие у него проблемы и неприятности в дружеской и непринужденной обстановке.
• Проанализируйте свое отношение к ребенку.
• Расскажите своему чаду каким он был замечательным карапузом, покажите фото и видео, где он учится ходить. Помогите ему вспомнить ситуации его триумфа и успеха в каких-либо делах, даже самых незначительных.
Наказание играет большую роль в формировании самооценки у детей. Наказывать детей с заниженной самооценкой нужно правильно:
Не унижать.
Не вспоминать о старых проступках и шалостях
Если сомневаетесь, стоить ли наказывать, то лучше откажитесь от наказания
При наказании не лишайте ребенка любви и заботы
Ни в коем случае не отнимайте подарков
Наказание не должно быть физическим или психологическим.
Одно наказание за всё сразу
Отмените наказание если ребенок совершил достойный поступок, но обязательно объясните ребенку почему Вы так поступили
Развитию адекватной самооценки у детей помогут простые правила на каждый день
Развивайте таланты ребёнка, давайте ему возможность проявить себя в разных направлениях танцы, театр, искусство, борьба. И все время поддерживайте его, никогда не говорите, что он - бездарность и у него ничего не получится.
Давайте возможность проявлять свои эмоции и говорить о чувствах, которые он испытывает.
Устраните психологическое давление. Если на малыша в детском саду оказывают давление сверстники или воспитатели, поговорите с ним о переводе в другую группу или вообще другой сад.
Разрешайте ребенку помогать Вам.
За плохой поступок ругаем не самого ребенка, а его действия. Объясняем это малышу.
Есть специальные методики для повышения самооценки ребенка, разработанные психологами, которые успешно применяются в психологической практике. Мы хотим рассказать вам об одном из них. Как часто мы взрослые не замечаем маленьких успехов наших детей, а видим только их неудачи. Мы больше ругаем, чем хвалим, тем самым формируя низкий уровень самооценки ребенка. «Копилка достижений» - это методика, разработанная для повышения уровня самооценки. Её очень легко сделать дома, так как не нужно ни каких профессиональных приспособлений или интерпретаций психологов.
Создаём вместе с ребенком коробочку, которую называем «Сундучок достижений». Украшаем коробочку так, как ребенку хочется и ставим в досягаемое для него место.
Даем малышу задание. Все свои успешные дела, достижения, пусть даже самые маленькие: прочитал книгу, убрал игрушки, почистил зубки и т.д. записываем или зарисовываем.
Далее складываем все в эту коробочку, каждый день коробочка должна пополняться. Если вдруг ребенок забыл или не успел, то сделайте записи вместе с ним перед сном.
Раз в месяц или в свободное время родители вместе с ребенком пересматривают все достижения, при этом замечая, какие из них стали лучше, например, стал быстрее читать или нарисовал картинку ярче и искуснее чем в прошлый раз.
Данное упражнение поможет научить ребенка замечать свои достижения и гордиться ими даже самыми маленькими и незначительными.
Ну и конечно самый главный способ повысить самооценку у детей любого возраста - это безусловная любовь родителей. Любите своих детей, верьте в их силы, обнимайте их как можно чаще, говорите о своих чувствах – это нужно детям любого возраста.
Развивайтесь с нами!