Как ребенку наладить общение в детском саду? Советы родителям

Длительность чтения 5 минут

Отдавая ребенка в детский сад, многие родители вздыхают с облегчением и надеются на то, что ребенок без их помощи сможет овладеть искусством общения со сверстниками. Найдет себе новых, а может быть даже первых друзей, с которыми будет играть и учиться строить общение.

В развитии малыша одну из важнейших ролей выполняет общение. С младенчества дети учатся общению со взрослыми, в ходе которого получают знания об окружающем его мире, совершенствуют полученные навыки, получают заботу и любовь. До трёх лет малышу достаточно общения с родителями и близкими людьми, а дальше появляется потребность в общении со сверстниками. Игры с друзьями приносят массу удовольствия, учат выстраивать взаимоотношения, а также помогают выразить свою индивидуальность. Вот тут-то мы, взрослые, должны научить ребенка общению со сверстниками, если у него возникают проблемы - помочь ему их решить и поддержать.

Общение со сверстниками отличается от общения со взрослыми. Ребенок воспринимает родителя или другого взрослого как учителя или кумира и общение с ним строится из позиции ведомого, а с друзьями он общается на равных. Это общение приносит массу положительных эмоций, а также нет четко установленных границ, поэтому малыш может быть более раскрепощенным.  


Особенности общения со сверстниками в дошкольном возрасте:

Возраст 0,5 – 1,5 года. Малыши этого возраста воспринимают другого ребенка как кого-то нового и неизвестного. Они не стремятся к взаимодействию друг с другом, не организуют совместных игр. В этом возрасте ребенку достаточно общения с родителями.

Возраст 2 – 4 года. В данном возрасте детки учатся взаимодействовать друг с другом, находят общие игры и шалости. Но для ребенка важным остается не коммуникация, а само действие.

Возраст 4 – 6 лет. Ведущей деятельностью в этом возрасте является сюжетно–ролевая игра, а она не может быть без партнёра. Поэтому в этом возрасте игра с друзьями выходит на первый план и общение со сверстниками занимает главную роль в жизни ребенка. Для них становится важным признание со стороны сверстников.

Возраст 6 – 7 лет. В подготовительной группе у деток уже сформированы навыки общения. Они заботятся о своих друзьях, сопереживают им, стараются учитывать их интересы во время игр или занятий. В семь лет дети уже умеют делиться своими переживаниями или впечатлениями и обязательно делают это со своими друзьями.

 Родителям нужно не забывать, что все дети разные по характеру и типу темперамента. Так холерикам легче и проще находить новых друзей, потому что они заводные и бойкие, тогда как меланхолику, который больше привязан к матери, в новом коллективе намного сложнее, они более робкие и застенчивые. Поэтому им завести новых друзей гораздо сложнее.

Одно из причин неумения заводить друзей может стать микроклимат в семье. Если родители часто конфликтуют или спорят на глазах у ребенка, это может послужить его замкнутости, пассивности и недружелюбию. Таким деткам сложно выстраивать добрые взаимоотношения, так как перед их глазами совсем другой пример.

Чтобы у ребенка не возникало проблем в общении со сверстниками, ему нужно объяснить несколько простых правил:

  1. Внешний вид. Никто в детском саду, да и во взрослой жизни не захочет общаться с неухоженным, грязным и плохо пахнущим человеком.  Нужно объяснить малышу, что следить за своим внешним видом - это обязательное правило.

  2. Грубость. Расскажите ребенку про волшебные слова, с помощью которых он сможет легко и просто найти общий язык даже со взрослым. Ведь никто не любит, когда с ним разговаривают грубо и в приказном тоне.

  3. Эрудированность. Старайтесь обсуждать с малышом как можно больше разных тем по разным направлениям, чтобы его словарный запас был многогранным и ярким, с таким ребенком приятно будет поговорить даже воспитателю.

Также одной из проблем общения со сверстниками могут стать личностные качества ребенка:

  1. Агрессивные дети редко находят себе друзей среди сверстников, так как никто не желает быть обиженным или остаться без своей любимой игрушки, потому что ее могут отобрать.

  2. Чересчур стеснительные дети также испытывают проблемы в общении, так как они чувствуют себя неуверенно в коллективе сверстников.

  3. Эгоистичные дети, которые зациклены только на себе, могут потерять своих друзей, так как им будет не интересно общаться с эгоистами.

  4. Пассивные дети могут остаться без друзей, так как не способны проявить инициативу, которая больше всего ценится в этом возрасте.

Что же делать родителю, если с его ребенком не хотят дружить в детском саду. Конечно, первое что нужно сделать – это поговорить с ребенком и выяснить причину у него, далее пообщаться с воспитателем. Желательно сделать это в отсутствии ребенка. Выяснив причину, постараться совместными усилиями ее решить, но иногда бывает так, что проблема скрыта и на первый взгляд не видна. В таком случае лучше обратиться за помощью к специалистам.

Мы хотели бы рассказать о двух самых распространенных причинах нежелания дружить с детьми и привести варианты их решения.

1. Плохие отношения с неформальным лидером:

  • Повышайте самооценку, хвалите малыша, помогите ему приобрести навык, который будет интересен его сверстникам, например, научите играть в самую актуальную игру.

  • Если проблема не решается и ребенок продолжает жаловаться на обидчика, то поговорите с воспитателем и родителями.

2. Если причина в самом ребенке: его робости и застенчивости, то работаем над его самооценкой:

  • Конструктивное выражение своих негативных чувств. Ругайте поступки, а не личность ребенка.

  • Снижайте планку требований к ребенку.

  • Хвалите даже за самые незначительные достижения и поступки, говорите о том, что любите его любым, несмотря ни на что.

  • Разговаривайте с ребенком дружелюбно и вежливо – это даст понять и ощутить его важность и нужность.

  • Позволяйте принимать самостоятельные решения – это позволит малышу быть более решительным в общении со сверстниками.

Советы родителям, как научить ребенка общению со сверстниками:

  1. Искренние и открытые взаимоотношения в семье помогут ребенку понять, как можно с помощью простых и вежливых слов или оказание помощи построить общение со сверстниками.

  2. Разговаривайте с малышом о тех эмоциях, которые вы испытываете, будь то печаль или радость. Учите ребёнка выражать свои эмоции с помощью слов.

  3. Учите ребёнка уважать интересы других людей, но при этом не идти на поводу у них. Говорите о том, что его интересы тоже важны.

  4. Учите выходить из конфликтных ситуаций и отстаивать свое мнение словесными аргументами и доводами, а не дракой.

  5. Не влезайте в детский конфликт, если это не угрожает здоровью детей.

  6. Относитесь положительно к новым знакомствам.

  7. Не критикуйте ребенка в присутствии посторонних или на улице.

  8. Не высказывайтесь негативно о других детях, особенно о его друзьях.

  9. Как можно чаще посещайте места скопления детей его возраста (детские клубы, площадки и пр.)

  10. Уважительно общайтесь с родителями его друзей, даже если Вам неприятен этот человек.

Не забывайте, что основы общения закладываются в семье. Ребенок с рождения наблюдает за взаимоотношениями между мамой и папой, а в дальнейшей копирует их. Одной из важнейшей задачи родителей является  научить ребенка общению с обществом.

Развивайтесь с нами!