Какую профессию выбрать?

Длительность чтения 7 минут

Сложнейшим вопросом в жизни каждого человека становится выбор профессии. Ведь это выбор нашей будущей жизни. Очень хочется, чтобы профессия, которую мы выбираем, приносила удовольствие, финансовое благополучие и пользу окружающим.  Этот тяжелый выбор приходится делать в очень юном возрасте. Тогда, когда еще нет осмысленность о грядущем будущем. Подростки мало знакомы с обширным миром профессий. Они еще никогда не работали, а многие даже не знают, в чем заключается смысл работы их родителей. Поэтому выбор профессии для них оказывается намного сложнее.

Какую профессию выбрать? Кем быть? Какая работа будет приносить радость? К каким профессиям есть предрасположенность? – эти и многие другие вопросы задают себе все старшеклассники при выборе профессии.

Какую профессию выбрать

Психологи считают, что при выборе профессии важно учитывать не только желание, но и интересы, а также склонности ребенка. Некоторым подросткам нравится ухаживать за животными и растениями, а другим создавать новые компьютерные программы и игры. Но есть дети, способности которых скрыты или недостаточно развиты. Так сложилось, что учителя и родители не смогли заинтересовать их тем или иным предметом или деятельностью. Так дети ничем не увлечены, а их таланты пока зарыты в землю. В такой ситуации выбор профессии становится еще мучительнее.  Для выявления склонностей к той или иной профессии психологами проведено множество исследований и разработано большое многообразие методик, тестов и анкет. Из всего многообразия самым популярным, а также достоверным является дифференциально–диагностический опросник на профориентацию Е.А. Климова.

В основу опросника положена идея, что всех людей можно разделить на пять психотипов личности в зависимости от их склонностей и способностей, каждый из которых определяет выбор будущей профессии.

5 психотипов:

  1. Человек – человек – люди этого типа легко идут на контакт с другими людьми, они готовы к взаимопомощи и понимают окружающих. Им подойдут профессии, связанные с помощью людям, такие как: врачи, адвокаты, полицейские, парикмахеры, воспитатели и учителя.

  2. Человек – природа – эти люди легко идут на контакт с природой и животными. Из них получатся хорошие агрономы, химики, биологи, лесники, ветеринары, зоологи, флористы.

  3. Человек – знаковая система – они обладают математическим складом ума и любят точные науки. Для них желательно выбирать такие профессии как бухгалтер, программист, экономист, логист, библиотекарь, делопроизводитель.

  4. Человек – художественный образ – это творческие люди, занимающиеся различными видами искусства. Они могут быть фотографами, музыкантами, певцами, режиссерами, актерами, копирайтерами, скульпторами, писателями.

  5. Человек – техника – эти люди имеют склонности к техническим видам профессий им нравится конструировать и создавать новые детали, а также испытывать уже созданные механизмы. Они могут быть конструкторами, механиками, робототехниками, водителями, машинистами, столярами, инженерами.

выбор профессии

Данный опросник рекомендуется проходить старшеклассникам, которые определяются с выбором будущей профессии, а также студентам, для того чтобы быть более уверенным в выбранной профессии при трудоустройстве на работу. Опросник Климова Е.А. будет полезен и для взрослого, если он задумался сменить вид деятельности.

В наше время очень развита профориентация подростков. Тесты на главный выбор профессии проводят множество специалистов от психологов в школе, до специализированных школ профориентации. Но на самоопределение и выбор будущей профессии влияет множество факторов

Какие же факторы влияют на выбор профессии в жизни?

· Мнение родителей – один из самых важных факторов в жизни ребенка. Выбирая профессию подросток в большей степени зависит от мнения близких членов семьи, ведь всю его жизнь самые важный выбор делали они: в какую школу пойти, в каком кружке заниматься, в каких конкурсах участвовать. Но не всегда родители точно знают, чем хочет заниматься их чадо.

· Мнение друзей – в силу своего возрастного периода позиция друзей является очень весомой. Как часто мы слышим от уже взрослых людей, что он выбрал эту профессию, потому что его лучший друг или подруга сделали аналогичный выбор. Это не совсем верно, ведь мы разные люди и у всех разные интересы и способности. Поэтому выбирая профессии, все-таки стоит в первую очередь прислушаться к себе.

· Мнение учителей – в силу своей профессии и наблюдательности педагоги часто знают о самом ученике и его способностях гораздо больше, чем сам ребенок и его родители. Поэтому при возникновении проблем с выбором профессии можно задать им парочку вопросов.  

учитель с ученицей

· Собственные планы – тут говорится о том, какие планы у самого ребёнка на освоение профессии. В каком ВУЗе он хочет учиться и где работать.

· Способности – о них следует судить не только по успешности в образовательной деятельности, но и по своим увлечениям и успехам в не школы. Ведь не всегда ребенок может быть хорошим учеником, но зато он сам может разработать сайт или нарисовать картину.

· Общественное признание – уровень притязания на него должен быть тщательно проанализирован и взвешен. Насколько реалистичными выглядят поставленные вами цели.

· Информированность о профессии – должно быть четкое представление о той профессии, которую выбирает школьник, о всех ее нюансах и подводных камнях.

Основные ошибки, допускаемые при выборе профессии:

  1. Незнание мира профессий – зачастую школьники знают о мире профессий очень мало, а тут еще ЕГЭ, где нужно заранее определиться, какие экзамены ты будешь сдавать и какие тебе нужны для поступления в ВУЗ. Конечно, лучше заранее воспользоваться услугами квалифицированного психолога - профориентолога и подобрать будущую профессию, пройдя тесты и опросы.

  2. Престиж профессии – не стоит останавливать свой выбор на той или иной профессии только потому что она престижна, очень много людей получает такую профессию и потом ходят на работу как на каторгу, ожидая долгожданных выходных и отпуска. Конечно, такие профессии как юрист, экономист, банкир, маркетолог, врач престижны, но не всем они подходят.

  3. Давление окружающих – все родители желают своему ненаглядному чаду лучшей жизни и, исходя из позиции «я взрослый и мне виднее», запихивают ребенка в ту сферу деятельности, которая ему не подходит. При этом не учитывается ни желание, ни способности, ни возможности ребенка. Бывает и так, что родители реализуют свои неисполненные мечты через своих детей. Например, мама хотела быть балериной, но у нее что-то пошло не так, значит дочь должна воплотить ее мечту, несмотря ни на что.

  4. Выбор за компанию – в тот момент, когда уже нужно определиться с задаваемыми экзаменами и ВУЗом, а подходящая профессия еще не выбрана, подходит вариант “вместе с одноклассниками или другом”. С одной стороны, вроде бы неплохо, вместе учиться веселее, а там глядишь и профессия понравится. Но вот другая сторона медали говорит об обратном. Неинтересные занятия и проекты приводят к снижению мотивации в обучении, как следствие - отставание в учебе, а иногда и исключение из ВУЗа.

  5. По стопам кумира – неважно, кто этот человек: отец, учитель или известный актер. Подросток переносит свое отношение к этому человеку на его профессию. Идя учиться он понимает, что ожидания не оправдались, наступает разочарование в выборе. Чтобы такого не произошло лучше обсудить тонкости профессии со своим кумиром.

  6. Устаревшие знания о профессии – мир не стоит на месте, так и мир профессий постоянно меняется. Следовательно, выбирая профессию, нужно изучить ее актуальность в современном мире. Для этого можно воспользоваться интернетом или сходить на ярмарку профессий, которую ежегодно проводят в центрах занятости.

  7. Продолжение семейных традиций – с одной стороны это хорошо и похвально. Ведь нового специалиста ждет поддержка со стороны семьи и множество секретов, передаваемых из поколения в поколение. Но может сложиться и другая ситуация, когда ребенок не хочет продолжать династию и тут самое главное, чтобы семья приняла его решение, а не делала из него предателя.

  8. Выбираем на зло – иногда в порыве гнева близкие говорят: «Да какой из тебя экономист, ты даже считать не умеешь!» или «Посмотри на свою мазню, разве это картина». И, чтобы доказать обратное, ребенок идет учится на нелюбимую профессию, не задумываясь о том, кому он делает хуже. Тут главное поговорить и объяснить ему, для кого он выбирает профессию.

  9. Ориентация только на зарплату – окончив ВУЗ и устроившись на работу молодой специалист будет получать зарплату на порядок ниже, чем указывается в объявлениях. Так как у него нет опыта работы и для желаемого заработка нужно еще дорасти. Учиться и работать по нелюбимой профессии будет гораздо сложнее физически и эмоционально. В результате это может привести к эмоциональному выгоранию и непредсказуемым последствиям.

  10. Учится только ради корочки – эта тенденция присуща России. В частности, она складывается из-за требований работодателей о наличии высшего образования даже на тех специальностях, где оно не нужно. Еще одним фактором является отсрочка от армии, когда молодые люди поступают в ВУЗ и стараются там находиться до 27 лет. В результате мы получаем квалифицированного научного работника с диссертациями, не всегда желающего работать в этой сфере.

Исходя из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что выбор будущей профессии не только сложный, но и ответственный шаг.  И подходить к нему стоит очень внимательно и серьёзно.

мальчик с девочкой думают

Хотим поделиться с вами несколькими советами, чтобы избежать ошибок при выборе профессии:

  • В первую очередь стоить обратить внимание на свои интересы, возможности и склонности.

  • Определяем свои слабые стороны и работаем над ними.

  • Пройти профориентационные тесты и получить консультацию у психолога.

  • Знакомимся с многообразием рынка профессий, исходя из результатов теста.

  • Получить консультацию у нескольких специалистов работающих в выбранной профессии, дабы узнать все нюансы и подводные камни.

  • На основе полученных данных выбрать ВУЗ, узнать какие экзамены нужны для поступления

  • Как можно лучше подготовиться по необходимым предметам, чтобы сдать ЕГЭ на максимальные баллы.

  • Поступить в выбранный ВУЗ, а отучившись - стать великолепным специалистом в работе, получающим от нее удовольствие.

выпускники

Выбор профессии - очень ответственный шаг, от которого зависит жизнь Вашего ребенка. Помогите ему сделать правильный выбор, чтобы он учился в удовольствие и смог реализовать свои способности на работе.

Развивайтесь с нами!